Дети — опросник для родителей

Как составить картину болезни вашего ребенка
В гомеопатии термин «симптомы» имеет самое широкое толкование, при этом учитываются все произошедшие за последнее время изменения, ха­рактеризующие переход от здорового состояния к болезненному. Принимаются во внимание такие признаки, как повышенная температура, потоот­деление, изменения в кале и моче, однако намного важнее те симптомы, которые присущи только вашему ребенку.

Лечить нужно не болезнь, а конкретный случай этой болезни у данного конкретного ребенка. Например, хорошо известны симптомы гриппа: ломота, повышение температуры, усталость, слабость. Однако наряду с этими симптомами один ребенок отказывается от питья, просит, чтобы родители находились рядом с ним, испытывает потребность согреться; другой ребенок, у которого неутолимая жажда, стремится побыть в одиночестве и совершенно не терпит боль; третьего может знобить, он становится плаксивым и просит холодного питья.

Все это примеры симптомов больного ребенка, ин­дивидуального проявления болезни. Именно таким симптомам гомеопатия придает наибольшее значение. Поскольку индивидуальные симптомы у этих детей различны, каждому из них для лечения одной и той же болезни потребуются разные лекарства. Какие же симптомы делают болезнь вашего ребенка уникальной? Всякий раз их нужно выявлять с учетом конкретной ситуации. Помимо физических могут быть психические и эмоциональные симптомы болезни.

Всегда рассудительный и само­стоятельный, ваш ребенок вдруг становится назойливым и раздражительным, а очень ласковая дочь — нелюдимой. Решая, какое лекарство использовать, очень важно принимать во внимание подобные изменения. Исключительно из таких изменений зача­стую исходят гомеопаты, когда прописывают тот или иной препарат.

Вы можете заметить, что у ребенка изменился аппетит: совершенно неожиданно он перестал даже притрагиваться к своей любимой еде или начал требовать блюдо, которое до этого просто терпеть не мог; ребенок, который обычно много пил, вдруг абсолютно не испытывает никакой жажды.

Условия, при которых вашему ребенку становится лучше или хуже, называются модальностями и имеют большое значение для выбора лекарства. Ребенку, у которого болит живот, может стать лучше, если дать ему грелку. Если у ребенка жар, он может испытать облегчение, когда открывают окно, или же перестает плакать, если вы приласкаете его. Возможно, у вашего ребенка болит горло и ему будет легче, если дать теплое питье. Ребенок, который никогда не мерзнет, вдруг не может согреться. Все это лишь некоторые примеры модальности, и правильная их оценка поможет выбрать нужное вашему ребенку лекарство.

Не менее важно, как ваш ребенок описывает боль или свои ощущения. Он может сказать, что испытывает щемящую боль, жжение, что ему тяжело дышать, что он чувствует себя разбитым или <<как будто…>> (<<как будто у меня в животе надутый шар» или <<как будто мою голову сдавливает тугая повязка>>). Подобные описания очень важны, их не следует забывать при выборе необходимого гомеопатического средства или при разговоре с вашим гомеопатом.

Чтобы правильно выявить симптомы болезни вашего ребенка, вам нужно внимательно за ним понаблюдать, особенно если он еще совсем маленький или сильно болен и не может беседовать с вами. Приведенный ниже перечень поможет вам найти нужную информацию.

Этиология может оказаться очень важной. Проблема возникла после того, как ребенок промок? Ему тепло днем и холодно ночью? Ваш ребенок заболел после того, как побыл на сильном холодном ветру? Все эти индикаторы необходимы для правильного выбора комплекса лечебных препаратов.

Температура. Выясните, высокая она или низкая. Если в течение дня температура меняется, заметьте, в какое время это происходит.

Дыхание. Отличается ли оно от обычного, если да, то насколько.

Цвет кожного покрова. Обратите внимание на любые изменения, например покраснение лица, бледность, красные щеки.

Потоотделение. Потеет ли ваш ребенок больше (или меньше) обычного? Имеет ли пот иной запах, чем обычно? Потеют ли те участки тела, которые обычно остаются сухими?

Характер и речь. Возбужден ли ребенок, плаксив ли, взволнован, напуган или же безучастен ко всему? Как он реагирует на ласку, на окружающих?

Бредит ли ребенок? Если да, то что он говорит?

Голос. Каким голосом ребенок говорит (слабым, болезненным и т. д.)?

Ощущения. Как он описывает боль?

Лучше/хуже. Что улучшает/ухудшает самочувствие или усиливает/ослабляет боль?

Локализация (место) боли. Где именно болит?

Аппетит и жажда. Хочет ли ребенок есть или пить? Если да, то, что именно? Хочет ли он горячих/холодных напитков/пищи?

Энергичность. Просто ли лежит ребенок или он смотрит телевизор? Настолько ли он болен, что даже не может играть с любимыми игрушками, или же прыгает по всему дому?

Укрывание. Хочет ли ребенок, чтобы его укрыли, или, наоборот, чтобы сняли одеяло; просит открыть окно или, напротив, закрыть его?

Время. В какое время дня или ночи ребенку становится хуже или лучше?

Необычные симптомы. Есть ли что-либо необычное в поведении вашего ребенка или что-то, чего вы не ожидали, учитывая болезнь? Симптомы, которые кажутся вам странными или необычными, тоже играют важную роль. Можно привести такие примеры: ребенку с высокой температурой совсем не хочется пить, а ребенку, у которого образовался нарыв, становится легче, когда вы гладите его.

Каков медицинский диагноз?

Для детей и младенцев

Внимательно следите за тем, что дети делают. Если они поджимают ноги к животу, возможно, возникла колика. Дети держатся за горло или голову? Все эти наблюдения многое скажут вам о природе болезни ребенка и месте, где заболевание локализуется. Взрослые о своих проблемах рассказывают, дети показывают больное место.

    Имя и фамилия родителя Электронный адрес Телефон для обратной связи (WhatsApp, Viber) Имя и фамилия ребенка Дата и место рождения (время, если знаете) Опишите основную жалобу Когда появилась проблема? Чем, на ваш взгляд, вызвана проблема? Если у Вас есть эти данные, то запишите их: диагноз, принимаемые препараты с указанием названий и дозировок. Как часто возникали подобные проблемы в прошлом, как долго продолжались и чем лечились? Сколько детей в Вашей семье? Укажите их возраст и пол. Эта информация бывает важной, чтобы понять, например, является ли та или иная игра инициативой самого ребенка или он играет в нее со старшими детьми. Были ли проблемы во время беременности? Какие? Были ли осложнения при родах? Постарайтесь вспомнить период жизни, когда протекала беременность и первые месяцы после рождения ребенка. Какие были переживания, связанные с семьей, работой, другими детьми и т.п., как менялось настроение? Вспомните и опишите сны, которые повторялись или особенно впечатлили в период беременности и первый год после родов. Какие заболевания ребенок перенес в прошлом? Как проявляется заболевание в данный период? Беспокоит ли оно самого ребенка? Как меняется его поведение и внешний вид при ухудшении состояния? Под влиянием каких факторов проявления болезни уменьшаются или усиливаются (время года, время суток, погода, положение тела, холод, тепло, определенные занятия, движения, прием пищи, мочеиспускание, стул, психо-эмоциональные переживания и т.д. и т.п.) ? Какие факторы и как влияют на общее состояние ребенка (например, пугается внезапного шума, или не выносит холода, или капризничает после дневного сна и т.п.)? Насколько чувствительный, беспокойный, гиперактивный, медлительный, робкий, застенчивый, неуклюжий, агрессивный, общительный, послушный или непослушный? Чувствительность к боли, травмам, шуму, прикосновениям, прочим раздражителям. Чувствительность к боли других, к ссорам родителей, к погоде, кино, грустным историям? На кого ребенок похож внешне и по характеру? Чем именно? Каковы особенности Вашего ребенка, чем он отличается от других детей? В периоды эмоционального расстройства, стресса и т.п. - требует ли внимания, утешения или успокаивается сам? Как часто обижается и хранит обиду? Склонность фантазировать? Приведите примеры фантазий. Чего боится ребенок (темноты, животных, высоты, остаться одному и т.д. и т.п.) ? Какие ситуации огорчают ребенка? Как он при этом себя ведет? Какие ситуации радуют ребенка? Как он при этом себя ведет? В какие игры/игрушки любит играть, играет ли самостоятельно или обязательно нужен партнер? лидер или ведомый (в игре)? играет с младшими детьми или сверстниками? тип предпочитаемых игр творческие, ролевые, пазлы, конструкторы, рисование, физически-активные и т.д. Любимые книги, мультфильмы? Какие моменты в них нравятся, что не нравится, пугает? Как ребенок общается с другими детьми, как он решает конфликты? Вспомните, не рассказывал ли ребенок какие-то свои сны? Какие блюда, продукты особенно нравятся Вашему ребенку? От какой еды категорически отказывается? Как ребенок засыпает/спит - легко, спокойно, беспокойно, раскрывается, требует внимания и т.д. Ваш ребенок "жаркий" или "мерзлявый", приведите примеры Что еще вы хотели бы добавить