Младенцы — опрос

В гомеопатии термин "симптомы" имеет самое широкое толкование, при этом учитываются все произошедшие за последнее время изменения, ха­рактеризующие переход от здорового состояния к болезненному. Принимаются во внимание такие признаки, как повышенная температура, потоот­деление, изменения в кале и моче, однако намного важнее те симптомы, которые присущи только вашему ребенку.

Лечить нужно не болезнь, а конкретный случай этой болезни у данного конкретного ребенка. Например, хорошо известны симптомы гриппа: ломота, повышение температуры, усталость, слабость. Однако наряду с этими симптомами один ребенок отказывается от питья, просит, чтобы родители на­ходились рядом с ним, испытывает потребность со­греться; другой ребенок, у которого неутолимая жажда, стремится побыть в одиночестве и совер­шенно не терпит боль; третьего может знобить, он становится плаксивым и просит холодного питья.

Все это примеры симптомов больного ребенка, ин­дивидуального проявления болезни. Именно таким симптомам гомеопатия придает наибольшее значе­ние. Поскольку индивидуальные симптомы у этих детей различны, каждому из них для лечения од­ной и той же болезни потребуются разные лекар­ства. Какие же симптомы делают болезнь вашего ребенка уникальной? Всякий раз их нужно выяв­лять с учетом конкретной ситуации. Помимо физи­ческих могут быть психические и эмоциональные симптомы болезни.

Всегда рассудительный и само­ стоятельный, ваш ребенок вдруг становится назой­ ливым и раздражительным, а очень ласковая дочь – нелюдимой. Решая, какое лекарство использовать, очень важно принимать во внимание подобные из­ менения. Исключительно из таких изменений зача­ стую исходят гомеопаты, когда прописывают тот или иной препарат.

Вы можете заметить, что у ребенка изменился аппетит: совершенно неожиданно он перестал даже притрагиваться к своей любимой еде или начал тре­бовать блюдо, которое до этого просто терпеть не мог; ребенок, который обычно много пил, вдруг абсолютно не испытывает никакой жажды.

Условия, при которых вашему ребенку стано­вится лучше или хуже, называются модальностями и имеют большое значение для выбора лекарства. Ребенку, у которого болит живот, может стать луч­ше, если дать ему грелку. Если у ребенка жар, он может испытать облегчение, когда открывают окно, или же перестает плакать, если вы приласкаете его. Возможно, у вашего ребенка болит горло и ему бу­дет легче, если дать теплое питье. Ребенок, кото­рый никогда не мерзнет, вдруг не может согреться. Все это лишь некоторые примеры модальности, и правильная их оценка поможет выбрать нужное ва­шему ребенку лекарство.

Не менее важно, как ваш ребенок описывает боль или свои ощущения. Он может сказать, что испытывает щемящую боль, жжение, что ему тя­жело дышать, что он чувствует себя разбитым или "как будто…" ("как будто у меня в животе надутый шар" или "как будто мою голову сдавливает тугая повязка"). Подобные описания очень важны, их не следует забывать при выборе необходимого гомеопатического средства или при разговоре с вашим гомеопатом.

Чтобы правильно выявить симптомы болезни вашего ребенка, вам нужно внимательно за ним понаблюдать, особенно если он еще совсем малень­кий или сильно болен и не может беседовать с вами. Приведенный ниже перечень поможет вам най­ти нужную информацию.

Этиология может оказаться очень важной. Проблема возникла после того, как ребенок промок? Ему тепло днем и холодно ночью? Ваш ребенок заболел после того, как побыл на сильном холодном ветру? Все эти инди­каторы необходимы для правильного выбо­ра комплекса лечебных препаратов.

Измерьте температуру (градусником, не на ощупь!). Если в течение дня температура меняется, то уточните, какие перепады и в какое время это происходит.

Дыхание. Отличается ли оно от обычного, если да, то насколько. Возможны хрипы, свист, затрудненное или учащенное дыхание.

Цвет кожного покрова. Обратите внимание на любые изменения, например покраснение лица, бледность, красные щеки, пятна, появившиеся где-либо на теле.

Потоотделение. Потеет ли ваш ребенок больше (или меньше) обычного? Имеет ли пот иной запах, чем обычно? Какой? Потеют ли те участки тела, которые обычно остаются сухими?

Характер и речь. Возбужден ли ребенок, плаксив ли, взволнован, напуган или же безучастен ко всему? Как он реагирует на ласку, на окружающих? Бредит ли ребенок? Если да, то что он говорит?

Голос. Каким голосом ребенок говорит (слабым, болезненным и т. д.)?

Ощущения. Как он описывает боль?

Лучше/хуже. Что улучшает/ухудшает самочувствие или усиливает/ослабляет боль?

Локализация (место) боли. Где именно болит?

Аппетит и жажда. Хочет ли ребенок есть или пить? Если да, то, что именно? Хочет ли он горячих/холодных напитков/пищи?

Энергичность. Просто ли лежит ребенок или он смотрит телевизор? Настолько ли он болен, что даже не может играть с любимыми игрушками, или же прыгает по всему дому?

Укрывание. Хочет ли ребенок, чтобы его укрыли, или, наоборот, чтобы сняли одеяло; просит открыть окно или, напротив, закрыть его?

Время. В какое время дня или ночи ребенку становится хуже или лучше?

Необычные симптомы. Есть ли что-либо необычное в поведении вашего ребенка или что-то, чего вы не ожидали, учитывая болезнь? Симптомы, которые кажутся вам странными или необычными, тоже играют важную роль. Можно привести такие примеры: ребенку с высокой температурой совсем не хочется пить, а ребенку, у которого образовался нарыв, становится легче, когда вы гладите его.

Для детей и младенцев: Внимательно следите за тем, что дети делают. Если они поджимают ноги к животу, возможно, возникла колика. Дети держатся за горло или голову? Все эти наблюдения многое скажут вам о природе болезни ребенка и месте, где заболевание локализуется. Взрослые о своих проблемах рассказывают, дети показывают больное место.