Пфайфер. Нарушения в поведении детей (Часть 1)

Конспект д-ра Оксаны Косовой

В последнее время проблема нарушений в поведении детей возросла, в противовес этому количество инфекционных заболеваний сократилось.

Задача состоит не в том, чтобы учить вас как лечить детей с нарушением поведения. Задача в том, чтобы своевременно лечить эти нарушения и предупредить более тяжелые последствия. Здесь важна роль именно гомеопатии. Терапевты имеют затруднение в лечении таких детей, так как медикаментозная терапия является очень односторонней. Психотерапевтическое лечение в этой ситуации очень долгое и тяжелое. Если мы видим, что даже на однократную дозу гомеопатического средства поведение ребенка на следующий день меняется, то можно начинать психотерапевтическое лечение.

Нет таких нарушений поведения у детей, которые не проявили бы себя в раннем детском возрасте. Нарушение поведения у ребенка может быть вызвано не только особенностями поведения родителей, окружения, но и соматическими проблемами. Нарушения в поведении ребенка всегда означают изменения в его судьбе. Это влияет на всю его жизнь.

Dr. Pareek говорил, что он вырвал большое количество людей из когтей смерти. Есть ведь и психическая смерть, что возможно и хуже, чем соматическая смерть. Наша задача – приносить посредством гомеопатии в эту жизнь мир и любовь.

Несколько высказываний о воспитании детей.

Немецкое слово «воспитание» в своём корне имеет слово тянуть. Но нам не нужно тянуть наших детей. Следует спросить себя, что же такое воспитание. Я хочу описать это двумя словами: помогать и защищать. Что означает помогать? Первое, что я должен сделать – это уважать того человека, которому я хочу помочь. Я должен обращать на него внимание. Я должен быть внимательным к нему и составить себе представление о нём.

Что означает защищать? Я должен охранять человека, которые растет от того, чтобы его не оскорбили, не навредили ему физически и психически. Перед ребенком не стоит задача быть внимательным. Это задача его родителей. Может это завышенные требования к родителям, когда мы хотим, чтобы они помогали ребенку и защищали его. Но это не перегрузка, это их задачи. И родители обычно благодарны, когда мы их направляем и помогаем им.

Ранее, когда часто использовались печки, ребёнка следовало научить, что нельзя трогать печку. Если всё же это произошло, то ребёнок может получить ожог и в дальнейшем образуется рубец. Это травма на физическом уровне. Рубец – это сифилитический миазм. Сифилитический миазм формируется, когда функция окончательно нарушена. Таким образом, каждая рана – это сифилитический миазм. Каждый человек, который вынужден подвергнуться операции, получает рубец, в результате чего сифилитические части его конституции активируются. По мнению Dr. Pareek, если онкологические пациенты получают после операции Стафизагрия (Staphisagria), то это снижает риск развития метастазов (уменьшает их количество).

У ребенка вместе с формированием рубца на теле остаётся также и душевный рубец, так как ребёнок знает, что его не защитили, оставили одного. Это обида, и есть рубрики, без которых вы не обойдетесь в работе с людьми, имеющими нарушения в поведении: «жалобы из-за оскорбления, обиды», «жалобы из-за огорчения». У ребенка есть право вырасти без ран и без рубцов. Так как это не всегда возможно, то мы с благодарностью принимаем подарок гомеопатии.

Случай:

Мальчик, 8,5 лет. Ребенка привели оба родителя. Это всегда серьезный признак, который указывает, что вследствие нарушений в поведении ребенка под угрозой находится семья.

Проблема у ребенка проявилась, когда он пошел в школу, точнее, когда он вынужден был пойти в школу, так как развивался он замедленно. В глаза бросалось тонкое нарушение моторики в такой мере, что его пришлось на год освободить от школы. Освобождение от школы не означает лечения и лечения не было. Все ожидали, что нарушение координации пройдет с возрастом, что невозможно. Более того, с взрослением нарушения координации усугублялись. Также можно сказать, что это беспокойный ребенок, он не может усидеть на месте и сконцентрироваться. Он приобрел роль странного человека в классе, который забавлял всех своими особенностями поведения. Был выставлен синдром недостаточного внимания с гиперкинезом или без гиперкинеза.  Ему давали психофармакологию (риталин – амфетамин). В начале было улучшение, но затем успеха от этой терапии не было. Этот препарат в детской практике назначают часто. Это средство вызвало также побочные явления (аллергические проявления в виде конъюнктивита, кашля). После чего родители обратились к гомеопатии. При сборе анамнеза выяснилось, что есть ранние указания на нарушения координации. Было тазовое предлежание и ребенок родился ножками. Это также расценивается как нарушение координации. Развитие его движений было замедленно, и он не смог повернуться головой вниз. В 11 месяцев научился сидеть и ползать, а в 18 месяцев начал ходить. Если выпрямление человека в раннем возрасте несовершенно или нарушено, то у него всегда будут в жизни трудности с самоутверждением. У таких детей также часто развивается аллергия, особенно на молоко. У этого ребенка в качестве реакции на молоко была тошнота, рвота. В 8 лет у него ещё был ночной энурез. При физическом обследовании обнаружено плоское место на затылке (точнее, на задней части черепа). Этот факт показывает, что младенцем он всегда лежал ассиметрично. Это также признак нарушения координации. В определении признаков нарушения координации важно обследование бедер и позвоночника. В следствие нарушений координации появляется длительный гипертонус мышц, что приводит к укорочению и ригидности мышц. Также у ребёнка был положительный двухсторонний рефлекс Бабинского. Как только ребенку исполняется 6 недель, он пытается поднимать голову и удерживать ее. Этот ребенок не был в состоянии держать голову.

Таким образом у детей с нарушением поведения есть незрелость в соматическом и психическом отношении. Они не могут переносить нагрузок, соответствующих их возрасту.  К нагрузке относится также, когда мы требуем чего-то или хотим чего-то от ребенка. Эти дети постоянно живут с перегрузкой. Многие требования кажутся им завышенными. Результатом является нарушение поведения.

Второе, что мы наблюдаем у подобных детей – пугливость, боязливость. Они не могут сделать того, что от них ожидают. Поэтому самые частые страхи – это страх одиночества и страх темноты. Эти дети чувствуют себя оставленными родителями, одинокими, у них нет той защиты, в которой они нуждаются.

В школе нарушения координации проявляются при учебе, чтении, письме. Недостаток концентрации появляется, когда требования завышены. Этим детям нужно как-то справляться в жизни, и они делают это с помощью усиленного движения. Это то, что мы называем беспокойством.

Разбор предполагаемых препаратов для данного случая.

Ликоподиум, Lycopodium clavatum – препарат при постоянной перегрузке.

Кальций карбоникум, Calcarea carbonica – препарат замедленного соматического развития.

Бариум карбоникум, Barium carbonicum  – препарат замедленного психического, ментального развития.

Фосфорус, Phosphorus   нужен, когда затруднён контакт с другими людьми, когда человек не может так передать свою любовь, как он испытывает ее к людям (дословно).

Силицея, Silicea (Acidum silicicum) – это препарат недостатка в структуре, не только в физической структуре, но и в психической, и в ментальной. Пшеничный стебель без кремния не мог бы держать колос.

Натрий муриатикум, Natrium muriaticum показывает нам проблемы в отношениях с матерью. Так как нарушение координации было внутриутробным, тот отношения с матерью были нарушены ещё до рождения.

Ребёнку назначен Ликоподиум, Lycopodium clavatum в Q1 2 раза в неделю по 2 капли 4 недели подряд, далее Q2 по той же схеме. В таком случае Пфайфер не отменяет аллопатические вещества, чтобы не приходить в конфликт с родителями. Но как только гомеопатический препарат начинает действовать, родители сами отказываются от аллопатического препарата. Пфайфер: «Я избегаю конфликта с родителями, но я избегаю и конфликта с коллегами, так как это врачи, которые стараются помочь ребенку, но у них нет других возможностей». После отказа от аллопатических средств ребенок вновь стал беспокойным, но родители могли это переносить. В школе тоже не было проблем, так как ребенок стал себя нормально вести и учиться. В течение полугода он полностью вписался в класс. Он смог завязывать контакты и дружить с детьми и был избавлен от лечения медикаментозными средствами.

Большая проблема риталина и ему подобных лекарств в том, что эмоциональное созревание блокируется. Дети в плане выполнения какой-то работы становятся успешными, но в социальном отношении они остаются незрелыми. Нарушения поведения такие дети приносят с собой во взрослую жизнь. Главный симптом таких детей – это беспокойство. Намного реже – апатия. Дети достаточно витальны для того, чтобы сопротивляться и впадать в апатию. Чаще они активируются.

Большая рубрика «психика, беспокойство» имеет 420 средств. Подрубрика «беспокойство днём» имеет всего лишь 9 средств. Очень важны из них – Натрий мур. (Natrium muriaticum), Рус токс. (Rhus toxicodendron), Сульфур (Sulfur). Если беспокойный ребенок может спать спокойно, обращайтесь к этой рубрике.

Беспокойство – это всегда выражение нарушенной сенсомоторики. Также мы имеем нарушение психомоторики и восприятия всеми органами чувств.

Есть также рубрика «конечности, координация, нарушены». Есть 4 общих состояния тонуса: гипотонус (нарушения локализованы в коре головного мозга), атетоз (нарушения со стороны стволовых ганглиев, смена слабости и силы происходит очень быстро), гипертонус  и спастика (нарушения со стороны пирамидных путей), атаксия (нарушение в мозжечке, напряжение повышено и затруднена смена движений при сгибании и разгибании). Мы пробуем по возможности раньше распознать эти нарушения в детском возрасте, исследуя реакции ребенка на различные положения тела (кинезиологическая диагностика по методу Войта). Например, для этого случая: из горизонтального положения ребёнка попытались приподнять за руки, при этом ребенок не мог удержать голову в 8 лет.  Можно сказать, что этот ребенок находится в состоянии шестимесячного возраста, когда к нему предъявляются требования соответствующие календарному возрасту. При этом обследовании всегда оценивается способность ребенка держать голову.

Следующий тест – проверка состояния позвоночника в горизонтальном положении. Мы проверяем, может ли ребенок с четырехмесячного возраста удерживать позвоночник против силы тяжести. В немецком языке есть выражение, что у человека, который не может постоять за себя, отсутствует позвоночник, он не может выпрямиться.

В третьем тесте смотрят, может ли человек стоять на ногах так, чтобы ходить.

В конце первого года жизни ребенок учится отрывать ногу против силы тяжести. Нужно понять, насколько ребенок развит, чтобы сопротивляться силе тяжести. Далее он может также поднять против силы тяжести и своё туловище.

Человек имеет механизм для того, чтобы сопротивляться силе тяжести ещё внутриматочно.

Синдромы двигательных расстройств

Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР). Этот рефлекс вызывается положением головы. АШТР нарушает равновесие в положении сидя. При повороте головы в сторону идёт изменение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно изменению его на другой стороне(преимущественное повышение в сгибателях).

Симметричный шейный тонический рефлекс. Если голова наклоняется вперед, то руки сгибаются и ноги выпрямляются. Когда голова откидывается назад, то ноги сгибаются, а руки выпрямляются. Когда плечо поворачивается в сторону, тогда конечности протягиваются в сторону направления лица. При любом движении все мышца напрягаются. Часто это причина артериальной идиопатической артериальной гипертонии.

Третий рефлекс: тонический лабиринтный. Он фиксирует тело при полном сгибании и полном разгибании. Тонический лабиринтный рефлекс у здоровых людей не встречается ни внутриматочно, ни внематочно. Появление такого симптома означает высочайшую патологию. Такая патология требует назначений Белладонна (Belladonna), Страмониум (Stramonium), Гиосциамус (Hyoscyamus niger).

Почему у человека вообще есть такие рефлексы? Потому, что у него есть такая фаза в жизни, когда он плавает в воде и когда он вынужден подстраиваться под движения своей матери. Пока движения матери спокойные и размеренные, плод может не защищаться, но как только движения становятся более быстрыми, ребенку без этих рефлексов пришлось бы хаотично болтаться в полости матки. Поэтому эти рефлексы необходимы для стабилизации движений плода.

Тонический лабиринтный рефлекс необходим для того, чтобы ребёнок в чрезвычайной ситуации мог так скоординировать свое тело, чтобы с ним ничего не случилось.

Большую роль также играет сторона тела. Это означает, что асимметрический шейный тонический рефлекс когда-то был активным. Та сторона, где повышен тонус (сгибания) и является стороной патологии.

Развитие и выпрямление ребёнка.

Первой месяц: ребенок должен уметь издавать звуки и улыбаться.

В 9 месяцев ребенок должен общаться со своей мамой.

Ребенок вначале учится опираться на руку, потом на ногу. Ребенок, который умеет ползать, научится и ходить. Нельзя препятствовать тому, чтобы ребенок ползал. Поэтому ходунки – это неправильно, так как они нарушают процессы развития и способствуют травматизму. В Канаде, например, ходунки запрещены.

Рубрики, важные для детей с нарушением поведения: поздно начинает ходить, медленно учится говорить, жалобы вследствие оскорбления, жалобы вследствие огорчения. Конституционные средства для детей с нарушениями поведения вы найдете в 90% в этих четырех рубриках.

Рубрика: «психика, позы, нервно болтает конечностями». Здесь только одно средство – Силицея, Silicea .

Катается по земле. Всего 6 средств, среди них Calcarea carbonica, Opium.

Opium важное средство для лечения детей с нарушениями координации. Когда мы лечим взрослых, зная, что в детстве у них были такие проблемы, мы для нахождения подобного препарата должны учитывать все эти вещи.

Когда дети начинают ходить в школу, в нашем распоряжении есть еще рубрики, связанные с учебой. Это ошибки, связанные с письмом, со счетом (ошибки при письме, ошибки при счете). Они хороши, так как не очень большие. Ошибки при письме: Ликоподиум, Lycopodium clavatum (как результат перегрузки при учебе, письмо – это движение руки, чтение – это движение глаз).

Ошибки при счете: Нукс вомика (Nux vomica) и Сифилинум (Syphilinum). Nux vomica нужна тогда, когда человек попадает в положение, когда он испытывает унижение и обиду (стоит перед классом и не может назвать число). Syphilinum: не умение считать является тяжелым сифилитическим нарушением. Это все оценивается как нарушение поведения. Ребенок чувствует, что его не понимают и не принимают.

Рубрики: медлительность, склонность к противоречию, крики.

Крики говорят о нарушении со стороны мозга. Геллеборус, Helleborus– одно из лучших средств для лечения травм мозга. В этой же рубрике – Игнация амара, Ignatia amara. Это крик о помощи.

Рубрики, связанные с нарушением приёма пищи: снижение аппетита.

Рубрика: младенцы с высоким аппетитом, но как только его прикладывают к груди, появляется гипертонус рта и ребенок не может сосать. Это Силицея, Silicea.

Когда дети вырастают, то вырастают и проблемы в другой области. Мы видим детей, которые не хотят играть, имеют отвращение к игре. Это серьезная патология. В рубрике 9 препаратов.