Техника духовного продвижения

Истинная цель любой духовной традиции — это единство или — божественное единение. Достигается эта цель посредством контроля над волей и работой мысли, эмоций, над внешними и внутренними телесными движениями — всем тем, что обычно функционирует почти безо всякого нашего ведома. От большинства обитателей цивилизованного мира в наши дни ожидается достаточно высокий контроль над эмоциями, чтобы они не срывались на физическое насилие. Но даже и это для некоторых оказывается сложно, а на групповом и национальном уровне подчас и вовсе невозможно.

Существует система тренировки, при помощи которой и мысли, и эмоции помещаются под осознанный контроль, так что в итоге человек не только достигает физической гармонии, но и избавляется от привычной неразберихи на субъективном эмоциональном и ментальном уровне.

Любой среднестатистический человек, давший себе труд непредвзято изучить состояние собственной психики, столкнется с царящими там массовыми беспорядками. Эти процессы достаточно наглядно отражены в так называемой литературе «потока сознания». Чтобы оценить общую картину нашего ментального плана, возьмите любой журнал и пересчитайте в нем рекламные объявления фирм, которые зарабатывают неплохие деньги на продукции, помогающей от «нервов», нарушения внимания, трудностей с концентрацией и т.д.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что язва желудка (если выбрать из целого спектра заболеваний какое-то одно) часто возникает в результате эмоционального стресса. Очевидно, что контроль над разумом может дать очень многое даже с точки зрения материальной выгоды, не говоря уже о духовной стороне жизни.

На первом этапе эта техника представляет собой чистой воды гимнастику для ума. По сути дела, это основа любой духовной практики. Начальные упражнения в точности те же, с какими работает большинство специалистов, обещающих помочь при проблемах с концентрацией, слабоволии, депрессии и т.д. Ни тот, ни другой путь легким не назовешь. Если человек физически немощен, единственное показанное ему лечение — усиленные тренировки. То же самое можно сказать и о мускулах ума.

Тренируя ум, вы проходите три стадии:
1) концентрация;
2) медитация;
3) созерцание.

Без концентрации невозможна никакая духовной работа, так как для нее необходима способность удерживать образ перед внутренним взором — иногда довольно долгое время. Но для многих в этом и заключается проблема.

У каждого из нас в голове крутится фильм по мотивам собственной жизни. Кадры воспоминаний сменяются иллюстрациями будущего. Обрывки песен смешиваются с фрагментами бесед и рекламными слоганами. Психологи называют это внутренним диалогом или разговором с самим собой. Средняя скорость внутреннего диалога — 4 000 слов в минуту. Он примерно в 20 раз быстрее устной речи.

Представьте включённый для фона телевизор. За повседневными делами легко не заметить, что фильм кончился и с экрана льются новости о катастрофах, эпидемиях и терактах. С внутренним диалогом та же история. Если оставить его без присмотра, очень скоро можно поймать себя на болезненных воспоминаниях или опасениях. Такие мысли со временем деформируют эмоции, действия и привычки.

Поэтому, перед тем как начинать практиковать удержание образа, нужно снизить интенсивность внутреннего диалога. Иногда вы не отдаёте себе отчёта в существовании внутреннего диалога. Отсюда и невозможность им управлять. Есть метод , призванный обратить ваше внимание на собственные мысли. И стать на шаг ближе к их контролю. Установите на телефоне по 3–4 случайных будильника в день или попросите об этом друга. Пусть сигналы повторяются в разное время дня в течение недели. Важно, чтобы вы их не ожидали: это может исказить ваши мысли и весь эксперимент. Как только услышите сигнал, запишите то, о чём думали в этот момент.

Пишите по утрам
Каждое утро первым делом заполняйте от руки три листа А4. Пишите что угодно, без цензуры и запятых. Если не знаете, что написать, так и пишите, пока не появятся мысли. Такие «утренние страницы» сыграют роль канализации для мозга. Мысленный мусор, вылитый на бумагу, не будет столь навязчив в течение дня. Спустя три недели, не раньше, перечитайте написанное. Вы увидите, что мысли трамваями катаются по одним и тем же рельсам. Порой этого осознания хватает для серьёзного скачка в развитии ментальной культуры.

Выработайте рефлекс

Наденьте на руку денежную резинку или резиновый браслет. Каждый раз, когда застанете себя за неприятными размышлениями или жалостью к себе, оттягивайте резинку и резко отпускайте. Шлёп! Если выполнять это упражнение честно, к вечеру первого дня запястье будет побаливать. Зато через две-три недели вам будет намного уютней наедине со своими мыслями.

Итак - единственный способ научиться как следует держать образ — делать это. Задайте себе постепенно усложняющийся график упражнений.
Для начала представляйте себе некий объект — например, футбольный мяч — в течение десяти минут. Затем можете переходить к более сложным образам, пока не научитесь удерживать перед мысленным взором, например, подробную картину комнаты, уставленной мебелью.

Дальше вы можете перейти к работе с короткими рассказами: внимательно прочитав один, вы закрываете книгу и включаете «кино», видя все, что в нем происходит, и слыша все, что говорят. После недолгой, но ежедневной практики в течение трех-четырех месяцев это не составит никакого труда. Секрет успеха — именно в коротких регулярных упражнениях, а не в долгих, но спорадических «сидениях».

После того, как вы овладеете навыками концентрации, можно приступать к медитации. Медитация представляет собой сосредоточенное изучение чего-либо — образа или идеи. Сознание фиксируется на избранном объекте, позволяя мыслям клубиться вокруг него. Мы словно бы бурим скважину в бессознательное и даем родственным нашему намерению идеям самим подниматься на поверхность. Таким способом можно прояснить значение любого символа, параллельно фиксируя появляющиеся образы. Более того, идеи, приходящие в результате медитации, представляют собой, скорее, «понимания», чем просто понятия. Ментальное понятие — это просто попадающий в сознание фрагмент информации, который может оказаться полезным, а может и нет. В последнем случае он быстро забывается. Обрести понимание чего-либо, значит сделать это частью себя. Вы не просто ухватили идею, но и сделали ее реальной — реализовали.

Здесь мы уже выходим за пределы чисто умственной гимнастики и используем свое рацио для решения задач эзотерического толка. По этой причине важно начинать и заканчивать каждую медитацию каким-нибудь святым знаком — например крестным знамением, так как в это время сознание работает в режиме открытого восприятия с очень глубокими символами, некоторые из которых (вследствие сомнительного использования в прошлом) могут оказаться не вполне чисты.

За медитацией следует созерцание, которое может применяться и вкупе с ней. Описать созерцание трудно — именно потому, что это очень простой процесс. Весь вопрос только в том, чтобы осознавать. К таким свойствам медитации как сосредоточенность и восприимчивость добавляются вера, любовь и безмятежность. Медитация по природе своей аналитична; она имеет дело с принципами, концепциями и идеями о чем-то. Созерцание — это синтез; это просто спокойный взгляд, устремленный на то, что мы уже осмыслили, постигли. Это именно духовное восприятие — пребывай в покое и знай...

Медитация более искусственна. Созерцание в отличие от нее — простой и естественный процесс, свободный от всякого устремления, от всяких усилий. Многие всю свою жизнь занимаются созерцанием, сами того не зная. После того как при помощи активной медитации мы загрузили в разум некоторое осознание природы «незримой реальности», созерцание широко открывает двери восприятия, позволяя ее силе свободно течь в нас. Так мы становимся каналом, по которому нисходит божественное присутствие. Как сказано в первой главе Книги Бытия, «и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».1 Созерцание — это очень похожее состояние сознания, состояние принятия, практика Присутствия Божия, не имеющая ничего общего с самодовольством или слепым оптимизмом.

Если медитацией эффективнее всего заниматься в комнате с приглушенным светом, куда не проникает шум, и где вас никто не побеспокоит, то созерцание, возможно, лучше всего практиковать, сидя у себя на заднем дворе с бутылкой пива и сигаретой — а если подобная картина кого-то шокирует, напомню, что практиковать духовное развитие рекомендуется двадцать четыре часа в сутки и семь дней в неделю и мы живем мирской жизнью, а не в монашеском уединении.

5 комментариев

  1. Иегуда, здравствуйте! С наступившим Новым Годом!! Огромное спасибо за такой замечательный новогодний подарок!! Когда имеет смысл переходить от освоения контроля мыслей к концентрации на предметах и явлениях? Или лучше сразу начинать это параллельно? И еще вопрос: если при концентрации внимания на гипотетическом, например, футбольном мяче или яблоке мысленный образ этого предмета перед глазами постоянно меняется, значит ли это, что упражнение не получается? Должен сохраняться стабильный образ одного размера, цвета, свойств? Когда мы контролируем мысли, нужно стремиться к отсутствию мыслей или к тому, чтобы были мысли только о том, что происходит в данный момент, чем человек сейчас занимается?

    1. Беспорядочность мыслей мешает концентрации поэтому лучше первые пару недель практиковать контроль с помощью напоминание и фиксирования.

  2. И еще вопрос про аффирмации: получается, они тоже мешают нам слышать голос свыше? Желательно бОльшую часть времени пребывать в состоянии полного безмыслия? (возможно ли это в обычной жизни?)

  3. У меня еще есть вопросы. Важно ли, чтобы образы, на которых концентрируется внимание, были статическими, или это может быть движущийся образ, допустим, полевых цветов на ветру или что-то вроде? Важно ли, чтобы образы были реальными, четко прорисованными, или они могут быть выдуманными или хорошими воспоминаниями? Человек, который концентрируется на образе, может двигаться при этом и концентрироваться все равно?

  4. А может быть одновременно созерцание и умственный труд (чтение, написание статьи) или при созерцании ум должен быть полностью свободен от всего?

Добавить комментарий