Organon §12

The manifestations of a disease reveal the whole disease, and their disappearance indicates complete recovery.

It is the disease-tuned life force alone that brings forth diseases. 64 These diseases are expressed by the disease manifestations perceptible to our senses conjointly with all internal alterations. These [internal and external] disease manifestations express the entire morbid mistunement of the inner dynamis and bring the entire disease to the light of day. On the other hand, the disappearance, by curative means, of all disease manifestations (i.e. , all noticeable alterations deviating from the healthy life process) just as certainly involves the restoration of the integrity of the life principle and, consequently, it necessarily presupposes the return of the health of the entire organism.

64 The medical-art practitioner can derive no benefit from probing into how and why the life force brings the organism to the manifestations of disease, that is, how it creates disease. This will remain eternally hidden from him. The Lord of life laid before his senses only what was necessary and fully sufficient for him to be aware of for curative purposes.

In order to cure, the physician does not need to know how the life force brings forth disease.

5 комментариев

  1. Перевод §11 Органона (на странице §11 нет комментариев)
    (понятие болезни – это расстройство жизненной силы)

    В состоянии болезни изначально жизненная сила динамически приводится в беспорядок и затем проявляет свое расстройство с помощью симптомов.

    Когда человек заболевает, то с самого начала только эта подобная духовной {нематериальная}, самоуправляемая жизненная сила (жизненный принцип), повсеместно присутствующая в организме, приводится в расстройство динамическим (7) воздействием болезнетворного, враждебного жизни агента. Только жизненный принцип, доведенный до столь ненормального состояния, может сообщить организму неблагоприятные ощущения и стимулировать неправильные отправления (*), которые мы называем болезнью.

    Жизненный принцип – это энергетическая сущность, невидимая сама по себе, познаваемая только по своему воздействию на организм. Поэтому, ее болезнетворное расстройство дает о себе знать [распознаваемо] только посредством проявлений болезни через ощущения и функции (единственные проявления организма, доступные органам чувств наблюдателя и практика медицинского искусства). Другими словами, болезнетворное расстройство жизненного принципа становится различимым благодаря болезненным симптомам; никаким другим способом оно не может дать знать о себе.

    (*) «Отправления — функция, работа, жизнедеятельность, функционирование, деятельность»
    Словарь синонимов ASIS, Тришин В.Н., 2010.

    (7) Что такое динамическое влияние, динамическая сила? «Наша Земля, благодаря скрытой невидимой энергии, заставляет Луну обращаться вокруг себя за двадцать восемь дней и несколько часов, и Луна, в свою очередь, в строго определённые часы (с учетом известных различий, связанных с убыванием и нарастанием Луны) вызывает приливы и отливы наших северных морей» (**). Мы наблюдаем за этими {явлениями} и удивляемся, потому что наши органы чувств {не способны} воспринять, как именно это происходит. Очевидно, что всё это обусловлено не работой каких-то материальных средств или механических приспособлений «наподобие тех, которые использует человек в своей деятельности». Сходным образом, мы наблюдаем вокруг себя многочисленные события, обусловленные воздействием одного вещества на другое, при которых нe удается обнаружить ощутимую для наших органов чувств связь между причиной и следствием. «Только человек образованный, искушенный в сравнении и дедукции, может сам для себя сформулировать нечто вроде сверхчувственной концепции, достаточной для того, чтобы удержаться от механических или материалистических объяснений». Он называет такие эффекты динамическими, виртуальными (скрытыми), «являющимися, по существу, результатом влияния абсолютной, специфической, чистой энергии веществ и обусловленным ею их воздействием друг на друга».

    «Так, например, динамическое влияние болезнетворных факторов на здорового человека, так же как и восстанавливающее здоровье динамическое воздействие лекарств на жизненный принцип, являются ни чем иным как инфекцией». Эти воздействия в той же мере нематериальны, и в той же мере не механические, что и энергия стержневого магнита в момент, когда он силой притягивает кусочек железа или стали, лежащий рядом. Воздействие магнита на соседний кусочек железа или стальную иглу нельзя характеризовать ни как что-то материальное, ни как что-либо механическое. «Можно видеть, что кусочек железа притягивается к одному из концов (полюсов) магнита, но как это делается, увидеть не удаётся. Эта невидимая энергия магнита не нуждается в каких-либо дополнительных механических (материальных) приспособлениях, крючках или рычагах, для того, чтобы притягивать железо. Магнит притягивает к себе кусочки железа и действует на стальную иглу при помощи присущей ему сугубо нематериальной, невидимой», подобной духовной энергии, то есть динамически. Более того, магнит так же невидимо (динамически) передает магнитную энергию стальной игле, которая в свою очередь «сама намагничивается даже на определенном расстоянии от магнита, то есть, не соприкасаясь с ним». После чего стальная игла может намагничивать другие стальные иглы, «сообщая им (динамически) те же магнитные свойства, что и полученные ею ранее от куска магнитной руды».

    «Подобным образом ребенок, больной оспой или корью, не прикасаясь к другому здоровому малышу, невидимым образом (динамически) передает ему оспу или корь, то есть заражает его на расстоянии, без того, чтобы нечто материальное» перешло (или способно было перейти) от него к инфицируемому, точно также как нет материального взаимодействия между магнитом и стальной иглой. Сугубо специфическое, нематериальное воздействие  передает оспу или корь от одного к другому находящемуся поблизости малышу тем же образом, что и магнит передает лежащей рядом стальной игле магнитные свойства.

    «Сходным образом следует расценивать и влияние лекарств» на живого человека. Природные вещества, которые доказали {свою полезность в качестве} лекарств, являются лекарствами лишь в той степени, в какой они обладают каждое своей собственной специфической энергией изменять состояние человека посредством нематериального {подобного духовному} воздействия (через чувствительные живые волокна) на нематериальный, управляющий живым организмом жизненный принцип. Все, что есть лечебного в этих природных субстанциях, которые мы в узком смысле называем лекарствами, определяется только их способностью вызывать изменения в состоянии нашей животной жизни. Они всего лишь распространяют свое нематериальное (динамическое) изменяющее состояние {здоровья} воздействие на нематериальный жизненный принцип «точно так же, как полюс магнита может сообщить расположенной неподалеку стальной игле (в результате своего рода инфицирования) лишь магнитные свойства, но не какие-либо иные (как, например, твёрдость, ковкость и т.п.). Так же и каждое лекарственное вещество изменяет при помощи своеобразного инфицирования здоровье человека только одному ему присущим образом, и не воспроизводит действий {ни одного} другого лекарства. Оно делает это так же верно, как пораженный оспой ребенок передает другому малышу именно оспу, а не какое-либо другое заболевание, например, корь. Эти лекарства действуют на наше здоровье без передачи организму своих материальных частиц, то есть динамически, наподобие инфекции».

    «Существенно большая, по сравнению с действием больших доз лекарств {в конкретном случае болезни}, целебная энергия проявляется в случае применения мельчайшей дозы наилучшим образом динамизированного лекарства, в которой, согласно вычислениям, содержится столь малое количество материального вещества, что оно в своей ничтожности не может быть постигнуто лучшими математическими умами». Эта мельчайшая доза не содержит практически ничего, кроме чистой, высвобожденной, нематериальной {подобной духовной} лекарственной энергии и «исключительно динамически вызывает такие выраженные результаты», которые никогда не могут быть достигнуты при применении грубых лекарственных веществ, даже если они употребляются в больших дозах.

    Специфическая лечебная энергия таких высоко динамизированных лекарств не зависит ни от их материальных атомов, ни от «физических или математических особенностей строения их поверхностей (при помощи которых многие тщетно пытаются объяснить увеличение энергии при динамизации, так как основываются при этом на слишком материалистической точке зрения)». Скорее всего, в растворах или увлажненных ими крупинках (глобулях) невидимо присутствует раскрытая и освобождённая насколько это возможно для лекарственного вещества специфическая целебная сила, которая при контакте с живыми животными волокнами динамически распространяет свое воздействие на весь организм (не передавая, однако, ничего материального, сколь бы ничтожно малым мы его ни вообразили). И это динамическое воздействие тем более и более выражено, чем «раскрепощённее и свободнее от материальных оков становится энергия» лекарственного вещества в процессе дальнейшей динамизации (§270).

    «Неужели в наш век, прославленный множеством ясных умов, настолько невозможно допустить на основании ежедневно наблюдаемых и не поддающихся никакому другому объяснению явлений, существование динамической энергии как чего-то нетелесного? Неужели в том случае, если у кого-либо возникнет позыв к рвоте при виде чего-нибудь тошнотворного, можно утверждать, что в его желудок попало некое материальное рвотное средство, вызвавшее антиперистальтическое движение?  Не является ли это просто динамическим воздействием указанного тошнотворного фактора на воображение? И если кто-то поднимает руку, разве это происходит при посредстве некоего материального видимого приспособления? рычага? Может быть, просто» {нематериальная} динамическая энергия его воли заставляет руку подниматься?

    (**) Все цитаты из: Ганеман С. Органон врачебного искусства / Пер. с английского А.В. Высочанского, О.А. Высочанской. Под редакцией А.В. Высочанского. – М.: Симилия, ИМЕДИС, 2005.
     

  2. Вопрос по §11 Органона:
    Как следует из §11, симптомы — это:
    1) Ощущения (например, если у человека болит рука, то он говорит "Я чувствую руку", если рука перестает болеть, то он о ней забывает)
    2) Функции или отправления (неправильное, странное, необычное функционирование, работа частей тела)

    Куда в таком случае относить симптомы психики (глава Mind), и что они представляют собой?
    Например, человек говорит о чувстве страха или беспокойстве. Можно ли это отнести к ощущениям? Чем являются плохие сны — это ощущения или результат неправильной работы психики человека как одного из его органов/частей?
    К чему относится неадекватное поведение/поступки и желания? Ведь мы часто не осознаем, что поступаем или думаем странно, и не всегда можем сказать "Я чувствую, что я странно себя веду" или "Меня беспокоит, что у меня неправильные мысли".

  3. Перевод §12 Органона
    (дальнейшее развитие болезни: болезненные симптомы и внутренние изменения; понятие выздоровления)

    Проявления болезни раскрывают полностью всю картину болезни, и их исчезновение означает полное выздоровление

    Не что иное, как болезненно измененная жизненная сила вызывает дальнейшие поражения {организма} (8). Эти поражения, включая все внутренние изменения, отображаются вовне {с помощью} проявлений болезни, доступных нашим органам чувств. [Внутренние и внешние] проявления болезни {в полной мере} предъявляют {нам} все болезнетворное расстройство внутреннего двигателя и обнаруживают все заболевание. С другой стороны, исчезновение под воздействием лечения всех болезненных проявлений (т.е. всех заметных изменений, отклоняющихся от здорового течения жизненного процесса) также несомненно влечет за собой восстановление целостности жизненного принципа и, поэтому, непременно предполагает возвращение здоровья всему организму.

    (8) Врач не получит никакой практической пользы, если попытается разобраться в том, как и почему жизненная сила приводит организм к {тем или иным} проявлениям болезни, или, иначе говоря, как она вызывает болезнь. Это останется навсегда скрытым от него. Господь открыл чувствам врача лишь то, что ему необходимо и вполне достаточно знать для того, чтобы лечить.

    Для того, чтобы лечить, врачу нет нужды знать, как именно жизненная сила вызывает последующие поражения {организма}.
     

     

  4. ВОПРОСЫ по параграфу 12
    Почему от глаз человека всегда будет скрыто, как жизненная сила создает симптомы болезни? Почему человеку вообще свойственно интересоваться тем, что скрыто? Это полезное свойство, или наоборот, разрушительное? По сути, когда человек вкусил от Дерева Добра и Зла, он 1. не послушался и 2.узнал слишком много, и в этом был его грех?
    А что если симптомы болезни исчезли без воздействия каких-либо целительных средств? Как это расценивать?
    Может ли быть так, что симптомы менее интенсивные, а поражение жизненной силы более интенсивное, и наоборот?
    « the life force brings the organism to the manifestations of disease, that is, how it creates disease». То есть, жизненная сила сама создает болезнь? Зачем — чтобы человек мог исцелиться, если гомеопат надлежащим образом рассмотрит появившиеся симптомы? Или есть еще цели создания болезни?

  5. 1. «их исчезновение свидетельствует о полном выздоровлении» — речь идет о выздоровлении от конкретной болезни или о полном восстановлении состояния здоровья?
    2. Внешние проявления болезни отражают внутренние болезненные изменения. Как использовать имеющиеся в настоящее время методы исследования? Если анализы крови, мочи и т.д. делаются косвенным образом (с помощью химических реакций) и не всегда объективно отражают состояние организма, то УЗИ, КТ, МРТ, рентген делают внутренние изменения «видимыми». Или то, что «видимо» с помощью приборов, а не органов чувств – тоже недостоверно (или не настолько значимо)?
    3. Почему от человека всегда будет скрыта суть того, «как и почему жизненная сила приводит организм к болезни»? Это знание может быть воспринято неправильно (каждый человек одни и те же знания воспринимает по-разному) и заставит идти по ложному пути (в лечении)? Но незнание этого тоже не исключает ложного пути. Тогда почему?
    4. «Для того, чтобы вылечить, врачу не нужно знать, как жизненная сила порождает болезнь» — Повторяется неоднократно. Это предостережение? Или, наоборот, неявный толчок к поиску?

Добавить комментарий